Отдел продаж:
Поэтапное производство в 1С УНФ

Поэтапное производство в 1С “УНФ”

Поэтапное производство в 1С “УНФ” обычно используется, когда производственный цикл изготовления продукции длится более одного рабочего дня и/или выполняется несколькими производственными подразделениями. В таком случае производство делится на отдельные этапы. Каждый этап (кроме завершающего) может списывать материалы, загружать ресурсы или отражать работу персонала, при этом не отражая факт выпуска продукции. Весь процесс может быть автоматизирован с помощью рабочего места “Выполнение этапов”. В нем можно автоматически поэтапно создавать документы производства в разрезе заказов.

К сожалению, 1С “Управление нашей фирмой” не совсем подходит под автоматизацию крупных производственных компаний. Из-за этого функционал поэтапного производства здесь обладает некоторыми ограничениями. Например, этапы производства и выполняемые операции нельзя адекватно связать с загрузкой производственных ресурсов. Также в программе очень сыро реализован механизм частичного производства по этапам (производить меньше продукции, чем изначально предполагалось, либо производить её частями). Таких небольших функциональных разрывов на данный момент довольно много, но если вы малая или средняя фирма, то скорее всего вы этого не заметите. Если же вы планируете автоматизировать крупное производство, то обратите своё внимание на программу 1С “Enterprise Resource Planning“. В 1С “ERP” значительно больше функций, которые позволяют более подробно вести производственный учет. Купить 1С “ERP” или 1С “Управление нашей фирмой” вы можете обратившись по телефону, указанному в шапке сайта.

Поэтапное производство: настройки системы

Для использования поэтапного производства для начала нужно настроить программу. Для этого открываем подсистему “Настройки” и заходим в раздел “Еще больше возможностей”:

Открытие настроек системы.

После переходим в раздел “Склад” и активируем флажок “Резервирование запасов”. Без этой функции вести учет поэтапного производства программа не даст:

Активация резервирования запасов.

Далее перейдем в раздел “Производство”. В нём есть две галочки, которые нам нужны. Первая – “Использовать производство в несколько этапов”. Она включает в программе возможность вести учет поэтапного производства. Вторая – “Этапы могут выполняться разными подразделениями”. Она нужна тем компаниям, в которых определенные этапы производства могут выполняться разными производственными подразделениями. Например, когда распил древесного массива производится в одном подразделении, а его обработка в другом.

Активация возможности вести поэтапное производство.

Поэтапное производство: пример учета

Итак, теперь давайте рассмотрим пример поэтапного производства на конкретном кейсе. Представим, что мы Компания по производству мебели, у которой заказали шкаф из массива дерева. Схематически производственный цикл будет выглядеть так:

Пример производственного цикла по изготовлению шкафа на заказ.

Для простоты примера все материалы будут измеряться в условном штучном эквиваленте. Как вы видите на схеме, производство условно разделено на два этапа. Первоначально делается полуфабрикат – готовых брус, а потом из бруса и фурнитуры собирается шкаф. В таком случае нам требуется сделать два вида производства – изготовление бруса и изготовление шкафа. В каждом виде производства будут свои этапы.

Создание видов и этапов производства

Итак, переходим в подсистему “Производство” и открываем раздел “Этапы”. Как я уже сказал, нам требуется создать два вида производства. Нажимаем кнопку “Создать”, после чего открывается окно создания вида производства. Сразу указываем наименование вида:

Поэтапное производство: создание вида производства

После этого в вид производства нужно добавить этапы производства. Первоначально в системе будет лишь один завершающий этап, после выполнения которого осуществляется фактический выпуск продукции. Итак. нажимаем кнопку “Добавить” и создаем два новых этапа (сразу для двух видов производства). Этап “Распил и обработка” будет использоваться в виде “Изготовление бруса”, а этап “Сборка шкафа” будет использован в виде “Изготовление шкафа”:

Поэтапное производство: создание этапов производства.

Итого создаем два вида производства: Первый – “Изготовление бруса” с этапами “Распил и обработка” и “Завершение производства”. Этот вид будет использован для производства готового бруса. Второй – “Изготовление шкафа” с этапами “Сборка шкафа” и “Завершение производства”. Этот вид будет использован непосредственно при производстве шкафа. Важно отметить, что в каждом виде производства в любом случае должен быть этап “Завершение производства”. Именно после выполнения этого этапа программа будет отражать фактический выпуск продукции:

Поэтапное производство: вид производства для изготовления бруса.
Поэтапное производство: вид производства для изготовления шкафа.

Подведем итог: в системе для производства однотипной продукции создается вид производства, который в свою очередь содержит определенное количество этапов. Например, для производства однотипных шкафов с одинаковым производственным процессом, можно обойтись и одним видом производства. Но важно помнить, что у полуфабрикатов вид производства будет собственный, как в нашем примере. Наш пример будет очень легким – в каждом виде будет всего два этапа производства. Но бывают ситуации, в которых производство одного продукта может идти больше месяца, в таком случае этапов будет намного больше.

Спецификации

Производственные спецификации – тема для отдельной статьи, поэтому особо долго на ней мы зацикливаться не будем. Здесь главное понять, как спецификации работают в разрезе этапов производства. Для нашего процесса потребуется две спецификации – на производство шкафа и отдельная на производство бруса. Начнем со шкафа. В спецификации нужно указать вид производства, а также материалы, которые будут списаны на нужных производственных этапах. В нашем случае готовых брус и фурнитура будут списываться на одном этапе производства “Сборка шкафа”. Раздела “Операции” мы сегодня касаться не будем:

Поэтапное производство: производственная спецификация шкафа.

Спецификация готового бруса будет выглядеть почти также. Из одного массива дерева и двух упаковок лака будет изготавливаться 4 готовых бруса:

Поэтапное производство: производственная спецификация бруса.

Документооборот и рабочее место “Выполнение этапов”

Теперь давайте перейдем к отражению производственных операций в учете. Подробно про это можно прочитать в одной из наших статей. Для начала создадим документ “Заказ на производство” для самого шкафа:

Поэтапное производство: заказ на производство шкафа.

Также не забудем, что нам нужно произвести не только сам шкаф, но и полуфабрикат – готовый брус. Поэтому на основании созданного заказа делаем еще один:

Поэтапное производство: создание заказа на основании первичного.

Программа поймет, что мы создаем заказ для производства полуфабриката, поэтому автоматически заполнит документ нужными данными:

Поэтапное производство: заказ на производство полуфабриката.

Теперь перейдем в рабочее место “Выполнение этапов”. Важно понимать, что рабочее место функционирует именно в разрезе документов “Заказ на производство”. Именно поэтому мы создали отдельный заказ для производства полуфабриката. В рабочем месте есть удобные фильтры, которые позволяют отбирать только нужные заказы:

Поэтапное производство: фильтрация заказов в рабочем месте "Выполнение этапов".

Ниже фильтров есть подраздел “Заполнить”. В нем мы можем указать, какими данными будут заполняться определенные реквизиты при создании из рабочего места документов “Производство”. Например, можно указать, что все производственные этапы, выполненные из рабочего места, выполнялись в определенном подразделении:

Поэтапное производство: автоматически заполнение ревизитов.

Еще ниже расположен подраздел “Формировать” – наиболее важный из всех. Документы будут формироваться на дату, указанную в этом реквизите:

Поэтапное производство: формирование документов на определенную дату.

Итак, теперь перейдем непосредственно к функционалу. Из рабочего места “Выполнение этапов” можно автоматически формировать документы “Производство”, вместо того, чтобы делать их вручную. На каждый этап производства обычно создается один документ, так как этапы выполняются в разные дни, либо вовсе в разных подразделениях. Для того, чтобы выполнить этап нужно отметить его галочкой и нажать кнопку “Выполнить этапы”. Давайте отразим выполнение первого этапа в производстве готового бруса:

Поэтапное производство: выполнение этапа.

После этого программа создаст документ “Производство”, который отражает факт выполнения выбранного этапа. Важно: факт выпуска продукции будет отражен в программе только после выполнения этапа “Завершение производства”. На данный момент мы лишь списали стоимость материалов в себестоимость еще непроизведенного бруса:

Поэтапное производство: созданный документ "Производство".

После этого таким же образом выполняем оставшиеся этапы. После выполнения всех этапов рабочее место “Выполнение этапов” будет пустое. Это значит, что на данный момент в программе нет заказов с невыполненным производством:

Рабочее место "Выполнение этапов" пустое.

Если мы посмотрим отчет “Выпуск продукции”, то сможем удостовериться, что предприятием было выпущено 4 бруса (которые позже были истрачены в ходе производства) и 1 шкаф:

Отчет "Выпуск продукции".

Дополнительные консультации

Если у вас остались какие-либо вопросы и вы хотите проконсультироваться со специалистом, то можете обратиться по телефону, указанному в шапке сайта. Продуктивной работы!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *